Ми у Facebook
29.01.2020, 18:08

Реализм в изобразительном искусстве

Реализм в живописи представлен множеством течений, объединенных стремлением к наиболее точной и правдивой фиксации действительности. Название направления может ввести в заблуждение: художники реалисты не занимаются копированием изображений.
Их цель – донести до зрителя некую правду через реальное воспроизведение не только пропорций объектов, но и мельчайших деталей. Творчество художников, принадлежащих к этому направлению, испытало огромное влияние различных эстетических позиций и идеологий. Ознакомится c работами можно по ссылке https://kyiv.gallery/ru/kartiny/realizm.

Причины зарождения нового направления


Все началось в 40-х годах XIX века во Франции, когда молодой художник Гюстав Курбе начал борьбу против диктата одобряемых государством направлений живописи. В то время законодателем моды был Парижский Салон, от решений которого зависела карьера мастера. Гюстав Курбе, желая отстоять право на свое художественное видение действительности, бросает вызов господствовавшему в то время романтизму и академизму. Попытки мастера представить свои работы широкой общественности в рамках Парижского Салона заканчивались неудачей. К участию в выставке принимали работы, отвечавшие строгому перечню требований: большие размеры, присутствие идеализированных фигур, композиции, построенные в строгом соответствии с общепринятой моралью. Больше всего ценилась историческая живопись, романтизирующая прошлое или воспевающая мифологические сюжеты. Пейзажи и портреты ценились меньше, но на выставку допускались. Гюстав Курбе был знаком с правилами, но его бунтарский дух требовал выхода за границы общепринятого канона. В 1855 году художник открыл выставку под названием «Павильон реализма». В этой манере до Гюстава Курбе работали и другие художники, но именно это событие стало своеобразным манифестом нового направления.


Дальнейшее развитие и национальная специфика


Впитывая в себя национальную специфику и ощущая влияние других стилей, реализм продолжает развитие во второй половине XIX века. Неизменной остается только идейная основа – критическое отношение к действительности.

В Германии и в Голландии после окончания Первой мировой войны в связи с ограниченность выразительных приемов абстракционизма и экспрессионизма зарождается магический реализм. В центре его внимания обычные сцены из жизни. Представители этого течения проявляли интерес к эмоциям, но провоцировали их необычными цветовыми решениями и оригинальным колоритом. Верность идеалам реализма проявлялась в отказе от искажений геометрических форм. Термин «магический реализм» был предложен художником Францем Рохом в 1925 году на выставке, проходившей под названием «Новая вещественность». На полотнах манера достоверного повествования сочетается со скрытыми символами и особой «магической» атмосферой. После прихода к власти Гитлера магический реализм в Германии прекратил свое существование, и течение продолжило свое развитие на американском континенте.

Распространение марксистских идей повлияло на актуализацию классовой проблематики в ряде стран мира. Внимание художников к проблеме справедливости привело к рождению сначала критического реализма, а затем и социального. Течение имело весьма обширную географию, и, начиная со второй половины XIX века, распространилось в Европе и США. Несмотря на внешнюю схожесть, не стоит путать социальный реализм и социалистический, родившийся в СССР. Последний получил статус официального искусства и служил инструментом государственной идеологии. Наиболее плодотворным социальный реализм был в США. Помимо представителей вышеупомянутой школы мусорных ведер в Америке также были распространены движение американской жанровой живописи и риджионализм. Американская жанровая живопись не была организованным сообществом художников. Представителей этого течения (Берчфилд, Хоппер) объединяет интерес к сценам бытовой жизни и пейзажам. Тематика обрела популярность в период между двумя мировыми войнами, когда авангардизм и абстракционизм уже начали сдавать позиции. Представители риджионализма (Томас Харт Бентон, Джон Стюарт Карри) сосредоточили внимание на изображении жизни людей на Среднем Западе. Полотна художников пронизаны ностальгией по тихой сельской жизни на фоне индустриализации и урбанизации. Творчество риджионалистов было особо востребовано во времена Великой депрессии, когда американцы ощущали потребность в обосновании идеи национальной исключительности и самобытности.

В 60-х годах прошлого века в Европе возникает «Венская школа фантастического реализма». Представители этого сообщества (Эрнст Фукс, Рудольф Хауснер) развивали тенденцию, наблюдавшуюся еще во времена магического реализма, но с большим уклоном в ирреальное и сверхъестественное. Полотна художников носят выраженный мистико-религиозный характер и посвящены вечным темам. Фантастический реализм ощутил сильное влияние готики, экспрессионизма и модерна.


Интересные факты о картинах в жанре реализ


1. Полотно Рудольфа Хауснера «Адам» стало причиной разрыва мастера с ортодоксальными сюрреалистами, которые посчитали ересью попытку уравнения сознательных и бессознательных образов. Конфликт вынудил художника создать новую школу.
2. Картина «Американская готика» написанная Грантом Вудом стала олицетворением американского изобразительного искусства ХХ века. Полотно содержит множество отсылок к повседневной жизни фермеров США времен Великой депрессии.
3. Полотно Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» имеет внушительные размеры: 315 на 668 см. Картина вызвала бурю эмоций критиков на Парижском салоне 1851 года из «непригодности» сюжета для холста таких размеров.
4. Полотно Роберта Генри «Снег в Нью-Йорке» было написано за один день.
5. Картину «Анжелюс» Жана-Франсуа Милле долгое время не мог продать, а спустя 30 лет ее репродукции висели на стенах многих домов Парижа. Американский консорциум торговых агентов выкупил полотно в 1889 году за 580 000 франков (рекордная сумма по тем временам).

Реализм в украинской живописи


В Украине реализм развивался в конце XIX века. На его формирование повлияла национальная специфика. Например, в центре внимания К. Трутовского и П. Мартиновича была жизнь простого народа. Их полотна представляют интерес для этнографов и историков. Творчество других мастеров (М. Ярошенко, М. Пимоненко) обращено к тематике социальной несправедливости. После присоединения к СССР в сферу искусства вторгается государство, и развитие реализма, как самобытного направления, прерывается. В творчестве современных художников можно обнаружить тенденцию к правдивому изображению действительности, но они не всегда следуют строгому канону. Обычно реализм сплетается с другими течениями и направлениями изобразительного искусства или используется в качестве основного принципа индивидуального стиля. Художники-реалисты работают в жанрах портрета, натюрморта и пейзажа. В качестве художественных материалов традиционно используется холст и масло.





На правах реклами

купити смартфон Apple iPhone 15 Pro max у Львові, Україна


Актуальні новини України за сьогодні на https://www.ukr.net

Допомога ЗСУ