Ми у Facebook
10.06.2014, 15:49

Анатолій Юхименко розбудовуватиме проект Льовочкіна?

Де-факто на Рівненщині створюється новий політичний проект. Активісти запевняють, що нова сила буде принципово іншою. Зокрема, прагнуть відмовитися від вождізму, а ставку роблять на економічний розвиток територій. Власне, йде мова про старт «Партії розвитку України».
Як відомо, на Рівненщині її організацію та розбудову пов’язують з Анатолієм Юхименком.

Портал «ОГО» вирішив з’ясувати, хто стоїть у витоків нового проекту та яку роль в ньому на Рівненщині відіграватиме екс-перший заступник голови Рівненської облдержадміністрації.

Більше про нову партію вдалося дізнатися газеті «2000». Зокрема, видання стверджує: «Партія розвитку України» — новий політичний проект колишнього керівника Адміністрації Президента Сергія Льовочкіна. Тижневик також оцінює шанси нового об’єднання. Наскільки вони високі, пропонуємо, з’ясувати з публікації.

(Подаємо текст мовою оригіналу).

Партия Левочкина обречена на успех?

Олигархи больше не потерпят концентрации власти в одних руках — следовательно, они приложат усилия для создания параллельного центра силы.

Острый дефицит новых лиц в украинской политике (о нем говорят годами, но его так и не удается изжить) приводит к парадоксу: самыми свежими и востребованными политиками в стране могут оказаться те, кто находится при вершине еще с конца прошлого века.

На прошлой неделе СМИ сообщили, что бывший глава Администрации Президента Сергей Левочкин запустил новый политический проект с названием то ли «Партия развития Украины», то ли «Партия прогресса».

На своей странице в Facebook Сергей Ларин, бывший зам Сергея Владимировича в АП, подтвердил начинание: «С 25 апреля мы провели несколько заседаний инициативной группы. Мы — это представители всех областей. Прошли мозговые штурмы на тему выхода Украины из кризиса как в Киеве, так и в регионах... Результаты представим через неделю».

Первое впечатление от такого внешне неброского старта — проект обречен на успех.

Чем Порошенко похож на Эттли

Самая главная и важная причина для такого заключения — в стране давно сформировался дефицит партий, к которым хоть сколько-нибудь значительная часть социума испытывала бы доверие. Победа Петра Порошенко на президентских выборах — яркое тому доказательство.

Судите сами: прежде считалось невозможным завоевать первое кресло страны, не пользуясь для этого таким инструментом, как собственная партия. Петру Алексеевичу это удалось без особого труда.

Среди призеров гонки вообще оказалось крайне мало политиков, опиравшихся на серьезные партии. Ну разве что остатки БЮТ хоть как-то, но помогли Юлии Тимошенко (хотя ее результат в основном обусловлен личной историей и давно знакомым и развитым медиаобразом).

Даже такие фигуры второго плана, взявшие мощный старт в очередном политическом марафоне, как Гриценко или Ляшко, ставили не на развитие своих партийных структур, а лишь на личную харизму и демонстрацию крайне востребованного ныне патриотизма — и не прогадали.

Поэтому неизбежно складывается впечатление, что прежние партийные бренды себя окончательно исчерпали, а большинство знакомых телелиц наскучили (если не опротивели) даже их когда-то горячим сторонникам.

В этой связи мне вспоминается история с первыми послевоенными парламентскими выборами в Великобритании, которые состоялись 5 июля 1945 г. Тогда Уинстон Черчилль, один из триумфаторов победы над Гитлером, на волне народного воодушевления и экстаза от этой самой победы с треском проиграл лейбористам во главе с Клементом Эттли.

Сталин, как говорят, был весьма этим фактом ошарашен — никак не мог поверить, что народ способен не любить такого яркого вождя.

Эттли, конечно, был выдающимся политиком и замечательным премьером, но с точки зрения шоу-бизнеса — достаточно невыразительным и серым персонажем. Его победе немало способствовала не столько программа лейбористов, предлагавшая пути послевоенного обустройства Великобритании, сколько усталость избирателей — пожелавших сменить деятелей, чьи голоса у них ассоциировались с известиями о смертях и страданиях, на политиков, в новых лицах которых каждый смог бы увидеть свою личную надежду на счастливое мирное обустройство.

Украинские президентские выборы 2014 г. подтвердили, что при наличии среди электората значительной прослойки разуверившихся и усталых людей, для победы нужно говорить как можно меньше и как можно туманнее. Тогда каждый сможет увидеть в крупной фигуре с неопределенными политическими очертаниями все, что сам мечтает увидеть. И главное тут лишь не спугнуть эти мечты избыточной конкретикой.

Искусство как можно дольше не артикулировать собственные амбиции — вот тот рецепт, который помог триумфально победить Петру Порошенко. Успех этот может повторить в какой-то мере и Левочкин со своей командой — только уже на парламентских выборах. Тому есть несколько предпосылок.

Прежде всего Сергей Владимирович, хотя в политике и с середины 90-х, до сих пор предпочитал оставаться в медиатени — для обывателя он все еще, как ни странно, новое, а потому свежее лицо. При этом Левочкин — как человек со сверхтонким чутьем — ухитрился избежать практически всех имиждевых ловушек и ям последнего полугодия и повел себя как мудрейший политический стайер.

Сразу же после избиения студентов милицией 30 ноября глава АП подал заявление об отставке и практически покинул команду Януковича. Но разрыв с бывшим боссом не был продолжен переходом в стан майдана — осторожный игрок внешне как бы ушел за кулисы.

Этим удалось выиграть два бесценных с точки зрения сегодняшнего дня бонуса. Как чиновника Левочкина даже заядлые враги не могут официально обвинить в «преступлениях режима» (так, председатель Люстрационного комитета Егор Соболев заявил, что экс-главу АП не внесли в список «люстрированных», поскольку данных о его участии в силовом подавлении протестов нет). Но и противники майдана не могут поставить этому политику в вину «сотрудничество с экстремистами» из нынешней команды власти — такие контакты, если они и были, на публику не выносились.

Словом, умело выдержав паузу, Сергею Левочкину в очередной раз удалось избежать попадания в опаснейший, засасывающий негативный публичный контекст политических разборок — в которых так быстро и легко можно проиграть все, не приобретя ничего (примером тому — бесславное электоральное падение Тягнибока).

Не позволяя резких заявлений, мастеру тонкой игры удалось почти невозможное — в условиях острейшего противостояния и жестокой поляризации позиций у него все еще остается огромное (по нынешним меркам) пространство для маневра и впечатляющий по охвату и массе электоральный потенциал (точнее, пока что уместнее говорить о самой крупной армии избирателей, не чувствующих острого отторжения в отношении данной политической фигуры).

Левочкин всегда был известен как мастер компромисса, как человек, который умеет ладить со всеми. Недаром к нему в близкий круг записывали Хорошковского и Литвина, Януковича и Ющенко, Кучму и Яценюка, Курочкина и Порошенко...

Но в данном случае мы наблюдаем серьезную эволюцию Сергея Владимировича как политика: он впервые решил разыграть свою виртуозную партию не в тиши вельможных прихожих, а в публичном пространстве.

Причем решение это, как следует из поступков главы АП после ухода с должности, зрело и готовилось давно. Сразу же после отставки из Администрации Президента был выведен и весь верный идеологически-пропагандистский мускул, который тут же получил надлежащий кров в созданном Институте стратегических исследований «Новая Украина»: от возглавившего структуру опытного профи Андрея Ермолаева (экс-руководитель Национального института стратегических исследований) до бывшего пресс-секретаря президента Дарьи Чепак. Команда тут же включилась в работу по созданию, как анонсировалось, программы «Україна: reload»* (которая уже тогда выглядела незамаскированной подготовкой к созданию идеологической основы нового политпроекта).

Сообщается, что к созданию новой партии подключаются также Юрий Мирошниченко, Александр Шаталов и даже Пол Манафорт — один из консультантов Виктора Януковича.

Это, кстати, еще одно недооцененное преимущество данного политика перед оппонентами: он смог подобрать и сплотить вокруг себя команду знающих, сработавшихся технологов и идеологов; те неторопливо подготовили толковый фундамент для партийного строительства.

Причем фундамент этот должен отвечать всем актуальным требованиям момента. Согласно свидетельству Сергея Ларина, партия будет строиться не на идеях вождизма, а опираться на сильные местные организации. Кроме того, анонсировано привлечение в актив молодых людей, ранее не принимавших участие в политике, но имеющих управленческий опыт и в госструктурах, и в бизнесе.

«Интер» как главный политический игрок

Некоторые скептики тут же заявили, что Левочкин, мол, один из множества голодных наследников, желающих растащить электоральный пирог фактически скончавшейся Партии регионов. Однако это не совсем так.

Действительно, бывший избиратель ПР остался без привычных ориентиров. Как показали прошедшие выборы, и слишком гибкому Сергею Тигипко, и маргиналу Михаилу Добкину мало что достанется из «наследия партии» — ну а таким выходцам из ПР, как Валерий Коновалюк, Юрий Бойко или Ринат Кузьмин, и вовсе ничего не светит.

Пока что многих некогда верных сторонников ПР приманил в свой лагерь Петр Порошенко — как ни неприятно это функционерам из гнезда Виктора Федоровича. Не играя на поле ПР, новый президент просто не мог бы получить, скажем, 44% в Днепропетровской области, 45% — в Николаевской или 48% — на Херсонщине. Но столь высокие рейтинги, как пророчат многие политологи, продержатся крайне недолго. И дело отнюдь не только в неизбежных экономических трудностях, которые для избирателя будут только усугубляться. Неплохо разыграв партию из тени, Петр Порошенко слишком неосторожно ведет себя, попав под софиты.

Например, чего стоят только его весьма опрометчивые обещания в кратчайшие сроки закончить АТО или отказ от публичных дебатов с Тимошенко по причине того, что такие мероприятия — это «собачьи бои»! Вообще-то дебаты — это вполне цивилизованная, общепринятая и освященная традицией форма политических состязаний, в которых (как бы ни относиться к Тимошенко) участвуют и другие, серьезные, умные, толковые и небезынтересные для массового зрителя люди.

Подобные проявления определенного снобизма, кажущегося высокомерием, могут уронить рейтинг Порошенко быстрее, чем повышение цен на энергоносители для населения. А ведь наверняка Петр Алексеевич намеревался обзавестись к парламентским выборам и надежным партийным тылом для завоевания Рады — но перенести на этот неизбежный проект всю нынешнюю поддержку президента автоматически не получится.

А вот Левочкин, никогда не замеченный в подобных просчетах, может весьма успешно конвертировать свою прошлую непубличность в имидж толкового и сдержанного политика: реальный, а не липовый доктор наук, автор десятков научных трудов, коллекционер живописи, человек с безусловной харизмой и большим шармом (пока что эта его черта больше известна по личному общению, чем по публичным выступлениям).

Что немаловажно, Сергею Владимировичу не приходится метаться в поисках инвесторов — он сам владелец достаточно крупного состояния (по некоторым оценкам, около 500 млн. долл.). Что важно — капитал этот не отягощен шлейфом дурных историй, а тем более мемов-прозвищ (а его происхождение, если сравнивать с финансами других украинских политиков, беспрецедентно прозрачно — вспомните для примера красующуюся в бриллиантах «нищую» — согласно декларации — Тимошенко).

Наконец, стоит учесть и сильнейший козырь, до сих пор явно не вступавший в игру, — это мощнейшие медиаактивы, принадлежащие политику (только долю Левочкина в медиахолдинге U.A. Inter Media Group оценивают в $150 млн.).

То, что в разгар противостояния майдана и Банковой Левочкин вывел с «Интера» и свою команду журналистов-пропагандистов (официальный мотив — создание нового канала), вернув выведенных из-под удара медийщиков после стабилизации ситуации, говорит о подготовке к массированному использованию телеканала в будущем. «Интеру» удавалось и удается при освещении самых острых тем профессионально сохранять или хотя бы имитировать объективность — в отличие от оголтелой пропаганды «5 канала» — что, безусловно, закладывает фундамент доверия потребителя к информпродукту.

Кроме того, сохраняет Левочкин и влияние на Первый Национальный — что делает эту персону мощнейшим контролером медиаресурсов среди всех актуальных публичных отечественных политиков. Хотя, безусловно, полагаться только на телеэкран было бы ошибочно. Необходимо диверсифицировать способы, методы, носители и т.д. информационного потока.

И еще одно. Безусловно, приход к власти Порошенко вызывает определенную настороженность у значительной части олигархии — никто больше не желает повторения истории с авторитарной властью зарвавшейся «семьи».

Олигархи более не потерпят концентрации власти в одних руках — следовательно, им придется прилагать усилия для создания параллельного центра или центров силы. Новая партия Левочкина — очень хороший кандидат для консолидации не только дезориентированных бывших избирателей ПР и «Батькивщины», но и привлекательный выразитель интересов многих думающих людей с преимущественно центристскими взглядами — которые и Порошенко опасаются, и к Тимошенко ни за что не пойдут или не вернутся и уж тем более не станут воспринимать националистическую риторику маргиналов.

На что играем?

Может сложиться впечатление, что мы напророчили Левочкину и его пока безымянному детищу путь, устланный розами. Действительно, можно только повторить: у этого деятеля в публичной политике громадный потенциал. Но у роз бывают очень острые шипы, и потенциал нужно суметь реализовать — сегодня, например, все уже подзабыли, как еще в прошлом ноябре Кличко считался почти бесспорным фаворитом президентской кампании.

Какие же опасности подстерегают Сергея Владимировича при выходе из политической тени? Прежде всего это как раз отсутствие опыта открытой игры.

Ни тонкий расчет, ни громадный опыт «царедворца», ни признанное искусство плетения силовых нитей и создания противовесов в системе власти, ни значительные материальные ресурсы — ничто не может служить стопроцентной гарантией успешного старта в публичной политике.

Наглядный тому пример — история Виктора Медведчука, который, прославившись в роли сверхуспешного «серого кардинала», стал мечтать об исполнении самостоятельной политической арии. И каждый раз получалось все хуже — пока Виктор Владимирович не превратился едва не в самого бесперспективного (и, пожалуй, даже ненавидимого) украинского политика.

Конечно, Левочкин сегодня производит впечатление значительно более тонкого и мудрого деятеля. Но удастся ли ему оставить игру в ковровые шахматы, когда ситуация требует превращения в шоу-звезду, — это мы увидим достаточно скоро.

Есть и другие опасности, связанные с мотивацией и постановкой целей.

Например, не исключено, что недоброжелатели смогут развернуть кампании диффамации, например, убеждая избирателей, что Сергей Левочкин лишь имитирует действия по созданию партии — чтобы, мол, получить привычное место неприметного, но ключевого менеджера в какой-нибудь мощной административно-политической структуре.

Кроме того, самый простой способ проиграть в политике — поставить на карту слишком мало. Некоторые скептики уверяют, что Левочкин отправляется в самостоятельное электоральное плавание лишь для того, чтобы спасти и обезопасить собственные активы и состояние членов своей бизнес-группы — например, уберечь от американской тюрьмы старого товарища Дмитрия Фирташа или от украинской — Юрия Бойко.

Конечно, в украинской политике ориентация на защиту собственных бизнес-интересов всегда была и остается первоочередной задачей ведущих игроков. Но вот от того, сколь умело подобные действия удается маскировать, сильно зависит будущее публичного политика. Если недоброжелателям удастся увязать действия Левочкина-политика, например, с лоббированием интересов собственного строительного бизнеса в Киеве — перспективе молодого проекта быстро придет конец.

Тем более что недоброжелателей, нажитых и в коридорах власти, и в бизнесе, хватает. И это не только хорошо известные оппоненты Левочкина из групп Клюева, Шуфрича или беглого Захарченко. Уже активизировался в публичном пространстве российский бизнесмен Александр Лебедев — он успел обвинить через Твиттер Сергея Левочкина в том, что тот ежемесячно получал откат с гостиницы «Украина» в размере 100 тыс. долл. Если лидеру новой партии не удастся быстро пресечь или дезавуировать поток подобных обвинений и претензий, будущее может стать отнюдь не радужным — отечественному избирателю хуже маргарина надоели политики-коммерсанты.

Тем не менее все эти острые места Сергей Левочкин довольно успешно способен обойти — и к осени на политической карте Украине может вырасти новая и мощная партия. Такая сила вполне способна стать настоящим могильщиком для недостаточно сильных проектов, ориентированных на центр политического спектра, и вызвать резкое и радикальное переформатирование всего предвыборного ландшафта.

Если, конечно, новый президент не решит поставить крест на своем будущем и не отложит выборы в ВР до 2015 г.

Від редакції OGO.ua

Анатолій Юхименко вже формує команду

Екс-перший заступник голови Рівненської ОДА очолює організаційний комітет згаданої політичної партії в області. Нині він активно формує команду в районах. Конкретні прізвища не називає, але наголошує: проект об’єднає фахівців, які виступають за децентралізацію влади та економічний розвиток територій.



— Політична сила, яку розвиваю на Рівненщині, принципово інша. У нас немає «вождя», ми відкидаємо підкилимні ігри та демагогію. А головне — гуртуємо фахівців, які запропонують ефективний шлях розвитку як країни вцілому, так і місцевих громад зокрема. В нас на Рівненщині є такі спеціалісти, до того ж у різних сферах і вони готові приєднатися та працювати. Це ініціативні люди, яких поважає та підтримує громада, —наголосив пан Юхименко. — Серед завдань нашої політичної сили — децентралізації влади, переформатування політики соціальної підтримки на стратегію економічного розвитку, формування нової моделі гуманітарного розвитку, яка була б спрямована на примирення суспільства. Прізвища тих, хто приєднався до моєї команди, озвучу пізніше.





На правах реклами