Ми у Facebook
18.08.2020, 20:03

Акустический рояль: от истоков и до наших дней

Слово рояль означает королевский. Это название не только подчеркивает правильные утонченные формы, но и говорит о происхождении инструмента, который буквально родился при дворе. Сегодня рояль широко распространен далеко за пределами аристократических кругов, его можно встретить и в концертных залах, и в студиях звукозаписи, и даже в городской квартире. Несмотря на то, что цифровые технологии, которые совершенствуются с каждым годом, стремительно заполняют рынок, спрос на акустический рояль остается высоким. Кто-то отдает предпочтение классике, а для кого-то это необходимость: в симфонических оркестрах до сих пор используются акустические концертные рояли.

Потомок цимбал и клавесина


Без клавесина невозможно было представить двор. Соответственно, клавесинные мастера ценились достаточно высоко. Один из них, Бартоломео Кристофори, услышав игру на цимбалах, задумался о том, чтобы усовершенствовать клавесин, заменив щипковый принцип воздействия на струну ударным. Разработав молоточковый механизм (молоточек с мягкой поверхностью приводился в движение с помощью клавиши, и от силы удара по клавише зависела сила удара молоточка по струне), Кристофори создал инструмент, который стал первым прототипом рояля и получил название клавесин, играющий тихо и громко. От этого длинного определения осталось только тихо и громко (пиано и форте), и новый инструмент получил название фортепиано. Доработанная и усовершенствованная конструкция впоследствии стала называться роялем.


Концертные, салонные, кабинетные рояли


Когда рояль получил широкое распространение, и спрос на него начал возрастать, производители стали экспериментировать с размерами, чтобы удовлетворить запросы любого круга потребителя. Так появилась классификация роялей по размерам. Большие и малые концертные рояли используются, в основном, для симфонических оркестров и концертных залов музыкальных учебных заведений. Салонные и кабинетные - для небольших площадок, студий звукозаписи, гостиничных холлов, актовых залов музыкальных учебных заведений, а некоторые музыканты покупают такие рояли для своих квартир, причем используют их не только по прямому назначению, но и в качестве оригинального элемента дизайна интерьера. Существуют также рояли-миньоны - их звучание нельзя назвать полноценным за счет небольшого размера деки, и предназначены они, в основном, для удовлетворения спроса на королевский инструмент для городской квартиры”. Проще говоря, рояль-миньон был создан для потребителя, желающего иметь дома рояль вместо пианино.


Достоинства и недостатки акустического рояля


Почему в эру цифровых технологий, когда можно выбрать и купить цифровой рояль, более неприхотливый и удобный, спрос на акустические инструменты не падает?

Во-первых, природное звучание и резонанс. И дело не только в том, что цифра никогда не воспроизведет звук акустического инструмента со стопроцентной точностью. Дело еще и в том, что звук электрического рояля всегда стабилен, а дерево с годами меняет свои свойства, и звук приобретает новые оттенки, становясь более насыщенным. Иначе ощущается и резонанс. Чем выше качество дерева, тем лучше с годами звучит рояль.

Во-вторых, возможность игры на акустическом рояле не зависит от наличия или отсутствия электросетей.



И несколько слов о недостатках, самый существенный из которых - необходимость периодически настраивать инструмент. Кроме того, как и любое дерево, дека рояля боится прямого солнца, сырости, влаги, холода, поэтому крайне важно обеспечить роялю надлежащие условия хранения. Наконец, даже рояль-миньон - это громоздкий инструмент, который занимает немалую площадь и создает проблемы при транспортировке. Но, несмотря на эти недостатки, спрос на них достаточно высок - за неповторимое природное звучание королевскому инструменту прощают все его прихоти!





На правах реклами